Для структуры асфальтобетона гранитный щебень выступает в роли главного компонента, влияющего на устойчивость минерального остова. Многочисленными лабораторными исследованиями было установлено, что коэффициент внутреннего трения асфальтобетона зависит от его зернового состава. Таким образом, на эту характеристику вязкость используемого битума и вяжущего асфальтового вещества практически не влияет. В асфальтобетонах, имеющих пористость в пределах 3.0–3.5%, коэффициент внутреннего трения увеличивается в основном при росте процентного содержания кубовидных зерен гранитного щебня.
Самые высокие показатели внутреннего трения достигаются в плотных асфальтобетонах типа А, которые изготавливаются на основе каменных дробленых материалов с использованием специальных многощебенистых составов (щебеночно-мастичный асфальтобетон).
В подобных смесях имеется высокое содержание фракционированного прочного гранитного щебня (70–80%) с кубовидной формой зерен. Такой состав способствует созданию устойчивого каркаса. Высокое содержание битумного вяжущего (5.5%) и активированного минерального порошка (8–15%) существенно уменьшает финишное количество пустот в слое покрытия. Для стабилизации и структурирования битумного вяжущего вводятся соответствующие стабилизирующие добавки.
Структура щебеночно-мастичного асфальтобетона оптимальным образом сочетает высокую жесткость минеральных компонентов и отличную пластичность асфальтового вяжущего. Высокое содержание прочного кубовидного гранитного щебня обеспечивает высокий коэффициент сцепления дорожного полотна с колесом автомобиля, сдвигоустойчивость, шероховатость и износостойкость дорожного покрытия, а высокий процент мастики повышает водонепроницаемость, водо- и морозостойкость, усталостную стойкость и устойчивость к деформациям защитного слоя. Гранитный щебень должен изготавливаться из пород с высокой износостойкостью, быть кубовидным и однородным по прочности и не иметь загрязняющих примесей.